Профессиональный лицей № 4 г.Астана - Учебно-методическая работа

ГУ "Профессиональный лицей №4" г.Астана
Главная | Учебно-методическая работа | Регистрация | Вход
 
Пятница, 22.09.2017, 23:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика
  

Учебно-методическая работа

    Деятельность лицея осуществляется в соответствии с Конституцией, законами и нормативно правовыми актами Республики Казахстан, а также «Типовыми правилами деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы начального профессионального образования» утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан № 174 от 28 февраля 2005 года.
    Учебно-производственный процесс по профессиям «2901001 –Токарь-универсал», «3026001 – Помощник машиниста электровоза», «3310001 – Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» строится в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами образования Республики Казахстан, утвержденными и введенными в действие приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан № 395 от 17 мая 2002 г. По профессиям «110910 2 – Станочник широкого профиля», «090401 2 – Электромонтер контактной сети» - в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами образования Республики Казахстан, утвержденными и введенными в действие приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан № 517 от 2003 г., а также инструктивно-методическим письмом Департамента технического и профессионального образования Министерства образования и науки Республики Казахстан № 11-1-1/3231 от 06.10.2009 г.
    В настоящее время ведется работа по приобретению ГОСО по специальности «1109000 – Токарное дело и металлообработка», «1108000 - Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог (по видам)», разработанными в 2008 году и утвержденными приказом Министерства образования и науки РК № 673 от 30.12.2008 г.
    В соответствии со Стандартами начального профессионального образования разработан и выполняется график учебного процесса, методическими комиссиями были разработаны рабочие учебные планы по всем профессиям и квалификациям, подготавливаемым в лицее.
    Организация учебного процесса регламентируются графиком учебного процесса, рабочими учебными планами и расписанием занятий по пятидневной рабочей неделе в две смены с продолжительностью одного учебного занятия 80 минут (1 пара=2 урокам). При этом разработан график дополнительных консультационных и учебных занятий.
    Исходя из рабочих учебных планов, разработаны перспективно-тематические планы по каждому учебному предмету, перечни учебно-производственных работ. Перспективно-тематические планы утверждаются на заседаниях методических комиссий руководителями методических объединений по циклам, методистом и заместителями директора по учебно-производственной и учебной работе.
    Расписание учебных занятий составлено с учетом целесообразности организации учебно-производственного процесса, с соблюдением педагогических и санитарных требований, максимально возможным учетом пожеланий преподавателей.
    В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», в целях реализации стратегии развития «Казахстан-2030», государственной программы развития образования в РК на 2005-2010 гг., государственной программы развития технического и профессионального образования в РК на 2008-2010 гг., региональной программы «Подготовка квалифицированных кадров рабочих профессий на 2008-2010 гг.» инженерно-педагогический коллектив определил приоритетные направления своей стратегии развития:

  • высококачественное образование и обучение, отвечающее требованиям студентов, для удовлетворения потребности транспортной промышленности Казахстана;
  • повышение качества образования, через внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

    Целью методической службы лицея является создание условий, с сформированной культурой мышления, конкурентоспособной, владеющей умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, с быстрой и гибкой ориентацией, в овладении различными профессиями и в решении сложных жизненных проблем. Основой для решения методической цели является повышение качества образования. Поэтому методичесская тема лицея сформулирована следующим образом: «Повышение качества образования через внедрение инновационных технологий в учебноөвоспитательный процесс».
    Задачи, решаемые педагогическим коллективом:

  • изучение новых педагогических технологий;
  • выбор педагогических технологий и методик;
  • учеба инженерно-педагогических кадров;
  • изучение рынка труда.

Мониторинг развития педагогического колектива в течении последних 3-х лет

Показатели

Годы

2007-2008
учебный год

2008-2009
учебный год

2009-2010
учебный год

Всего преподавателей

29

30

25

Высшей категории

8

7

5

1 категории

6

7

6

2 категории

4

6

2

Без категории

8

9

12

Высшее образование

22

23

20

Сред.спец.образовани

7

7

1

Обучается заочно

-

1

1

    Мастерство преподавателя формируется через постоянную систематическую учебу на местах. Следовательно, методическая работа – важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива.
    Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и преподаватель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания.
    По результатам наблюдений за деятельностью ИПК и учащихся на уроках можно сделать вывод, что преподаватели успешно проводят работу по обучению учащихся самостоятельному поиску дополнительных литературных источников и использованию их для написания реферата и др. Уделяется внимание развитию у учащихся умения иллюстрировать урок самостоятельно подобранными примерами, составлять краткие планы прочитанного и пользуясь ими устно излагать сущность прочитанного.
    Анализ мониторинга проведенного в группах по разным профессиям говорит о ситеме работы преподавателей как общешкольных дисциплин так и спецдисциплин. Систему работы имеет каждый преподаватель У одних она направлена на решение только части образовательных и воспитательных задач. Она является следствием недостаточного знания предмета или недостаточных педагогических знаний, что не дает хороших результатов.
    В лицее работают три методических цикла:

  1. Цикл мастеров производственного обучения, руководитель – Шермагамбетова Айгуль Шаймуратовна. Два мастера производственного обучения (Шермагамбетова А.Ш. и Сариев Т.С.), имеют высшую категорию. Три мастера п/о имеют первую категорию. Есть и молодые специалисты. Каждый год этот цикл проводит конкурсы на лучшую профессию между группами, интелектуальные конкурсы.
  2. Естественно-математический цикл, руководитель – Есенгалиева Т.К. Преподаватель физики Торгоутова Б.К. подтвердила свою высшую категорию в 2008-2009 учебном году, дала открытый урок в городском масштабе.
  3. Гуманитарный цикл, руководитель Шаймарданова Жанар Гизатовна. Каждый год эта секция проводит неделю казахского языка, где среди учащихся проводятся конкурсы чтецов, конкурсы сочинений. К 20-летию закона о языках был проведен конкурс «Өзге тілдің бәрін біл,өз тілінді құрметте!». Провела этот конкурс преподаватель казахского языка Махметова Ж.К. победила группа ЭКС-137. Учащиеся лицея принимали участие в городском конкурсе чтецов на казахском языке, где Вебер Максим стал победилелем.

    Проанализировав работу методических объединений за три года, пришли к следующему выводу:

  1. Необходимо стимулировать работу преподавателей и методических объединений по внедрению современных иновационных технологий в педагогическую практику, проводить рейтинговые конкурсы по итогам работы за год. Проводить в большем объеме семинары по обмену опытом.
  2. Создать творческую атмосферу в лицее путем организации:
    • работы творческих микрогрупп;
    • методов формирования навыков самоанализа и самоконтроля;
    • конкурсов мастерства.

    Результатом работы преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения можно считать 100 % прохождение и сдачу тестирования в центре НОК в 2009 году выпускников лицея по профессии «Токарь-универсал», а также активное участие в программе Правительства Республики Казахстан «Дорожная карта» по профессиям «Электромеханик по лифтам», «Лифтер-проводник, диспетчер», «Токарь-универсал», «Монтажник-высотник-электрик», «Монтажник-высотник-слесарь металлоконструкций».
    Всего было обучено 339 граждан, из них 240 из числа безработных, 99 по замене иностранных специалистов национальными кадрами.
    Одним из наиболее важных и существенных компонентов научно-исследовательской деятельности коллектива лицея стала разработка программы модульного обучения, основанной на компетенциях.
    С ноября 2008 года лицей работает в тесном сотрудничестве с международными экспертами Европейского Союза в рамках программы «Социальное партнерство в техническом и профессиональном образовании Республики Казахстан (Europe Aid/215281/C/SER/KZ».
    В рамках проекта группой разработчиков лицея – М.Ажетова, Б.Торгоутова, П.Марцев, К.Шарипова – была создана программа модульного обучения,основанная на компетенциях, в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования Республики Казахстан по специальности 1415000 «Лифтовое хозяйство и эскалаторы (по видам)» по профессии 141501 2 «Электромеханик по лифтам».
    С сентября 2009 года лицей работает в качестве экспериментальной площадки МОН РК по апробации этой программы. Срок эксперимента – 3 года.
    Разработка модульной программы позволяет профессиональному и техническому образованию Республики Казахстан соответствовать международным требованиям и определяет требования работодателей.
    В программах основанных на компетенциях, можно найти три нижеприведенных спецификации, которые имеют формат ответов на три вопроса, как это видно из приведенной ниже таблицы.

  Вопрос

Спецификация, отвечающая на этот вопрос

Что должен уметь делать учащийся на работе?

Спецификация занятости

Что нужно изучать учащемуся для того, чтобы эффективно работать?

Спецификация обучения (учебный план)

Как узнать, чему учащийся научился, и может выполнить на рабочем месте?

Спецификация оценки

    Модульная программа разработанная и внедренная разработчиками является гибкой и чуткой к спросу сферы занятости, поскольку:

  • она основывается непосредственно на анализе потребностей занятости;
  • она является гибкой с точки зрения учащегося, поскольку можно проверить и подтвердить результаты предшествующего и неформального обучения по установленным критериям;
  • она является прозрачной в том смысле, что учащиеся могут следить за прогрессом в обучении по законченным модулям;
  • будущий работодатель знает, что знает, что умеют делать учащиеся, а не только то, сколько академических часов по данному предмету они посетили.

    В течение двух последних лет ИПК принимал участие в семинарах международного и республиканского значения:

  • Разработка курикулумов на основе компетенций», февраль 2009г, г.Щучинск, руководитель – международный эксперт Мартин Гибсон;
  • Республиканский семинар по разработке программы модульного обучения», г. Астана;
  • Социальное партнерство», руководитель – международный эксперт Лиина Камински;
  • Идентификация общего понимания проекта, его целей и подхода», г. Астана;
  • Первые шаги в разработке учебного плана, основанного на компетенциях» г. Астана;
  • Презентации команд разработчиков, обратная связь, вовлечение МОН РК и РНУ, требование для подтверждения.

    Основной задачей управленческой деятельности является контроль со стороны администрации за исполнением требований Государственного стандарта образования.
    Контроль осуществляется на основании плана работы, положения о внутреннем контроле. Ежегодно в сентябре разрабатываются и утверждаются планы и графики внутришкольного контроля состояния учебной и профессиональной подготовки. Направления и формы контроля разнообразны.
    Контроль ведется по следующим направлениям:

  • Контроль выполнения всеобуча.
  • Контроль состояния преподавания учебных предметов.
  • Контроль уровня компетенций учащихся.
  • Контроль работы инженерно-педагогических кадров.
  • Контроль состояния документации лицея.
  • Контроль подготовки к государственным экзаменам и сдаче тестирования в центре НОК.
  • Контроль укрепления материально-технической базы лицея.
  • Контроль работы по НВП и ГО.

    По итогам контроля составляются аналитические материалы, издаются приказы по лицею. Однако, главным направлением остается состояние преподавания предметов цикла специальных дисциплин: «Общий курс железных дорог», «Правила технической эксплуатации локомотивов», «Устройство контактной сети и воздушных линий», «Устройство и ремонт электровоза», «Управление электровоза», «Автотормоза», «Электротехника», «Материаловедение», «Спецтехнология токарного дела», «Техническое черчение», «Допуски и технические измерения», «Охрана труда», а также общеобразовательного цикла: казахского, русского языков, математики, химии, физики, истории Казахстана.
    На особом контроле администрации преподавание специальных предметов по пилотной экспериментальной программе модульного обучения, в группе по специальности «Электромеханик по лифтам».

    Мониторинг обученности учащихся по итогам учебного года.

Показатели

Учебный год

2006/2007

2007/2008

2008/2009

Число уч-ся на конец года

271

272

279

Учатся на «5»

2 (0,7%)

1 (0,3%)

3 (1%)

Учатся на «4 и 5»

81 (30%)

54 (20 %)

59 (21%)

Учатся на «3»

187 (69%)

213 (78%)

217 (78%)

Не успевают

1 (0,3%)

2 (0,7%)

-

Не аттестованы

-

2 (0,7%)

-

% успеваемости

99,6

96

100

% качества

31,4

21

24,0

Средний балл

3,9

3.7

3,8

Пропущено уроков

8129

13162

14653

По уважит. причине

2879

5140

8144

По неуваж. причине

5250

8022

6509

% посещаемости

96,5

97,8

97,1

    Качество обученности по курсам:

Всего учащихся

Учебный год

2006/2007

2007/2008

2008/2009

1 курс, из них учатся на  «4»,
на «5»

20
-

8

15

2 курс, из них учатся на «4»,
на «5»

25
-

11

11

3 курс, из них учатся на «4»,
на «5»

36
2

35
2

33
3

Итого хорошистов
Итого отличников

81
2

54
1

59
3

    Эти цифровые данные свидетельствуют о стабильном результате обучения на 3 курсах, что во многом объясняется тем, что на последнем курсе идет преподавание спец. дисциплин по профессиям, где повышается практическая значимость профессионального самоопределения, а также личностные интересы и склонности к овладению профессии. Этот качественный уровень образования выпускников подтверждается и на выпускных квалификационных экзаменах на предприятиях.
    Контингент учащихся лицея требует того, чтобы, основой управления качеством образования была такая организация урока, которая учитывала бы преобладающие мотивы учащихся и специфику учебного заведения, готовящего рабочие кадры. На этапе профессионального становления на первый план выступает учебная деятельность, но уже связанная с освоением профессионального труда. Создание у учащихся определенных ценностных представлений о самой профессии, неминуемой ее связи с общеобразовательными дисциплинами, ее роль в личностном развитии, достижение с ее помощью желаемого образа жизни и успеха в профессиональной деятельности – вот те задачи, решаемые инженерно – педагогическими кадрами лицея в повышении качества обученности.
    С 2007-2008 учебного года учащиеся лицея проходят квалификационное тестирование в центре независимой оценки качества по профессии «Токарь-универсал». Показателем отличного результата деятельности преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по повышению качества знаний учащихся является 100% успешная сдача в 2008-2009 учебном году.
    Сравнительный анализ результатов НОК за 2007-2008 и 2008-2009 учебные годы:

Учебный год

Количество учащихся, принявших участие в НОК

Количество учащихся, прошедших пороговый уровень и получивших сертификаты

% соотношение

2007-2008

27

10

37%

2008-2009

27

27

100%

    Итоги анализа посещаемости показывают увеличение количества пропущенных уроков, резкое возрастание пропусков без уважительной причины. Это результат недостаточного взаимопонимания и умения организовать свою работу на должном уровне мастеров производственного обучения и классных руководителей. Это является одной из проблем лицея и в 2009-2010 учебном году ведется целенаправленная работа по уменьшению количества пропусков занятий без уважительной причины учащимися лицея.
    План внутреннего контроля охватывает все разделы, необходимые для обеспечения целенаправленной работы по реализации задач жизнедеятельности лицея. Анализ контроля позволяет своевременно реагировать на ситуацию, принимать необходимые при этом решения. Учебный год начинается с контрольных срезов и анализа знаний поступивших в лицей учеников, подводятся итоги, планируются мероприятия.
    Начата целенаправленная работа по внедрению в практику школы принципов и методик системного анализа деятельности учителей, мастеров производственного обучения степени обученности учащихся.
    ВШК не ограничивается только проверкой состояния преподавания предметов. Администрация регулярно контролирует выполнение учебных программ, рабочих и календарно-тематических планов преподавателями и мастерами производственного обучения.
    Итоги контроля рассматриваются на совещаниях при директоре, административных и методических советах, поэтому в плане четко предусмотрена форма отчетности и место заслушивания.

Время
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2017